МБДОУ детский сад комбинированного вида № 13
город Апшеронск Краснодарский край
Муниципальная инновационная площадка

Муниципальная инновационная площадка

               МБДОУ детский сад комбинированного вида № 13 в сентябре 2016 г. присвоен статус муниципальной инновационной площадки по проекту «Создание условий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

         Актуальность проблемы заложена в Концепции математического развития в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р, согласно которой «…математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни……. изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации».

          Математическое образование является одним из важнейших факторов, формирующих личность человека, его интеллект и творческий потенциал. В любой сфере человеческой деятельности, помимо специальных знаний, зачастую требуются умение логически мыслить, правильно и последовательно выстраивать аргументацию, ясно и отчѐтливо выражать свои мысли; способность наглядно изображать объекты на бумаге (доске, экране) или представлять их в пространстве. Все эти и многие другие полезные качества могут быть привиты и воспитаны, прежде всего, в процессе изучения математики.

                 Основной целью математического образования ребенка на дошкольном этапе его развития является знакомство с азами математической культуры и привитие интереса к дальнейшему познанию окружающего мира с использованием элементов этой культуры. Формой обучения здесь являются в основном простое общение или специально организованные занятия, при помощи обучающих фильмов, игр, книг и других пособий.

             Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Простое обучение счетным операциям не обеспечивает ребенку его всестороннего развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует сделать процесс формирования элементарных математических представлений привлекательным, ненавязчивым, радостным. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Детям кажется, что они только играют. Незаметно для себя, в процессе игровых действий с игровым материалом, дети считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Задача взрослого - поддерживать интерес ребенка

Дидактические игры и пособия

Использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений расширяет представление малышей об окружающем мире, обучают наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), количество и размер предметов, устанавливать простейшие взаимосвязи. Играя в дидактические игры, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Увлекательные пособия можно быстро и просто изготовить своими руками.

Счётные камешки

 

     Плоские камни вымыть, высушить, нарисовать красками цифры от нуля до десяти, обвести их маркером. В результате получится замечательный дидактический материал, с которым так интересно заниматься!

     Варианты игр: «Расположи цифры по порядку», «Какая цифра пропущена»; "Какая цифра первая, вторая, пятая", "Закройте глаза, что изменилось?», «Продолжи ряд»; «Назови соседей».

Шашки из камешков 

      Шашки — настольная игра между двумя соперниками специальными круглыми камнями (которые называются шашками) на доске, разделенной на клетки-поля. Эта игра сделана из черных и белых камешков.

Умные камешки

         Задачи: развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, закреплять знание цифр. Изготовить пособие нетрудно. Понадобятся цветные камешки или пуговицы, шаблоны цифр.

    Первый вариант игры: детям предлагается выложить цифру по шаблону на столе.

   Второй вариант: выложить необходимое количество камешков на картонной карточке с цифрами

  

Дидактическое панно

  

         Это панно многофункциональное – его можно использовать для работы с детьми как младшего, так и старшего дошкольного возраста.

        Задачи: развивать мелкую моторику, логическое мышление, внимание. Закреплять признаки геометрических фигур, умение их различать и называть.

      В младшем дошкольном возрасте можно предложить детям задание «Выполни по образцу». Это же задание можно усложнить, добавив геометрические фигуры. В более старшем возрасте  можно предложить задание: «Составь и реши задачу (пример)» или «Сосчитай».

Необычные числа

      Задачи:

учить называть последующее и предыдущее число;

продолжать учить соотносить множество и цифру

формировать понятия о цифровом и числовом ряде;

закреплять знание цифр в пределах 10;

закреплять порядковый и количественный счет в пределах 10;

упражнять детей в составе чисел из двух меньших в пределах 10.

      Варианты игровых заданий:

       «Сосчитай и найди ответ». Играют два игрока. На игровом поле выставляются стаканчики с изображением цифр, под которыми находится произвольное количество мелких фишек (пуговиц, косточек). Игрок бросает одновременно два кубика. Суммируя показания кубиков, определяет стаканчик с цифрой. Если цифра определена правильно, то поднимает стаканчик и забирает фишку. Если цифра названа неправильно, фишки остаются на месте. Выигрывает тот, кто наберёт больше всего фишек.

       «Добери до 10». Под каждым стаканчиком находится такое количество фишек, которое в сумме с цифрой составляет десять. Бросая кубик, игрок определяет стаканчик с цифрой. Ему предлагается ответить, сколько фишек находится под стаканчиком, чтобы получилось число 10. Если ответ был правильным, то фишки достаются игроку. Кто больше фишек соберёт, тот выигрывает

       «Числовой ряд». Ребёнку предлагается выстроить цифровой ряд в порядке возрастания (убывания)

       «Какое число пропущено?». Выставляются стаканчики с цифрами от 1 до 10. Некоторые стаканчики перевёрнуты. Ребёнок называет это число. Если ответ правильный, то получает фишку. Если нет, ход переходит к другому игроку.

       «Назови соседей». Выставляются стаканчики с цифрами, стаканчики с изображением предыдущего и последующего числа перевёрнуты. Ребёнок называет эти числа. При правильном ответе, забирает фишки. Выигрывает тот игрок, у кого больше фишек.

      «Исправь ошибку». Ведущий раскладывает стаканчики с цифрами по порядку и нарочно допускает ошибку. Игрок находит и исправляет, за правильный ответ получает фишку.

Определи на ощупь цифру, фигуру

 

      Задачи: учить детей узнавать и называть цифры в пределах 10 на ощупь;  упражнять в счете в пределах 10;развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, согласованность и координацию движений.

       Нам понадобитсяцветной картон с пришитыми пуговицами в форме цифр от 0 до 10 и в форме геометрических фигур, мешочки для карточек, фишки, песочные часы с интервалом 1 минута.

       Варианты игровых заданий:

       «Угадай цифру». Ребёнок берёт мешочек с вложенной карточкой, обследует кончиками пальцев эту карточку и называет цифру. Игроки меняются карточками и осуществляют взаимоконтроль.

       «Угадай на ощупь и найди пару». На карточках надеты тканевые мешочки. Дети обследуют карточки и с помощью тактильных ощущений находят 2 одинаковые цифры, или 2 одинаковые  геометрические фигуры.

        «Угадай на ощупь цифру и выполни столько действий, сколько обозначает данная цифра». На карточку надет тканевый мешочек, ребенок на ощупь определяет цифру и делает столько хлопков, прыжков или других движений, сколько обозначает данная цифра.

       «Найди фигуру по описанию». Воспитатель описывает геометрическую фигуру. Ребёнок обследует на ощупь карточки и находит данную фигуру.

      «Кто быстрее и больше назовет?» На столе выкладываются карточки с наклеенными пуговицами. По сигналу воспитателя (за одну минуту, ставятся песочные часы, с интервалом 1 минута), дети с завязанными глазами определяют и называют знакомые геометрические фигуры или цифры. За каждый правильный ответ вручается фишка.

 

Куда прилетела бабочка?

       Цель: развитие ориентировки на листе бумаги

       Материал: цветные полянки и плоскостная бабочка, божья коровка, пчела, стрекоза.

 

       Воспитатель даёт инструкции, а дети их выполняют: бабочка полетела на 2 клетки вверх, на одну клетку вниз и т.д. В конце проверяют, на каком цветке она остановилась.Эта игра хорошо готовит детей к графическому диктанту.

Погуляем с матрешкой

      Задачи: учить ориентироваться на плоскости, развивать внимание, учить располагать предметы на плоскости, закреплять знание цифр.

      Материал: карточки с цифрами от 1 до 10, фишки-матрешки.

       Матрешки хотят погулять, но они маленькие и боятся гулять одни, погуляем с ними вместе? Поставьте матрешку на цифру 1, сделайте два шага вправо. На какой цифре сейчас стоит матрешка? Следующий шаг — один шаг вниз. Где сейчас матрешка? Скажите, в каком направлении и сколько нужно сделать шагов, чтобы добраться до снеговика?

 Идем в гости

       Игра проводится аналогично предыдущей. Дети выполняют словесную инструкцию воспитателя, могут работать в парах, придумывая задания друг для друга.

Математические клетки

     Задачи: учить ориентироваться на плоскости, развивать внимание, учить располагать предметы на плоскости, закреплять знание геометрических фигур, цифр, название основных цветов

         Материал: квадрат, разделенный на 9 клеток; комплекты карточек на магнитах с изображением иллюстраций, геометрических фигур.

  

    Iвариант  «Найди место» На карточке расположен по центру одна карточка с картинкой и предлагается картинку из конверта расположить по заданию педагога (например, слева от домика, сверху, снизу и т.д.). 

II вариант «Назови соседа» Расположить геометрические фигуры во всех клетках и попросить назвать, например, соседей круга вверху, внизу, справа, слева.

 III вариант «Кто внимательный» Дети выбирают карточку и под диктовку воспитателя передвигают ее в указанном направлении (поместите мяч в верхний левый угол, одна клетка вправо, две вниз, одна вправо и так далее). Можно усложнить: берется две фишки, например, две геометрические фигуры, и для каждой из них дается свое направление.

IV вариант «Запомни и повтори» Карточки с картинками можно использовать и для развития памяти. Перед ребенком выкладывается несколько картинок (начинать можно с 5-6) и предлагается запомнить их. Затем ребенок закрывает глаза, картинки убираются и ребенку предлагается вспомнить все предметы и расположить их правильно (с объяснениями: грибок находится в верхнем левом углу, круг посередине и т.д.)

 V вариант «Продолжи ряд»Педагог располагает фишки и просит расположить на верхней полоске квадраты, а на нижней-овалы и т.д.; аналогичное задание продолжить ряд сверху вниз, снизу вверх, справа налево и наоборот.

 VI вариант «Закончи предложение»   В центре располагается …..Вверху находится...

Внизу располагается…Справа находится ….Слева располагается ... и тому подобное

 VII вариант  «Кто где стоит»  Воспитатель предлагает детям расположить предмет в определенной клетке. Например: В среднюю клетку помести мяч. В верхний левый угол размести гриб. Над голубым цветком помести котенка и так далее.

Математический коврик

      Яркий коврик из флиса – мобильный, многофункциональный набор дидактических игр развивающей направленности. Коврик может быть использован как на занятиях по формированию элементарных математических представлений, так и в индивидуальной работе, в свободной игровой деятельности детей. Этот коврик располагается в математическом уголке. Дети могут с ним играть на ковре и на лужайке в летний период.

       Задачи: упражнять детей в различении предметов и их характерных свойствах (форма, величина, цвет);  формировать умение ориентировки в пространстве; обобщать, группировать предметы по общему свойству; развивать логическое мышление, память, внимание.  

 

Наш математический коврик не простой, а волшебный. Можно отправиться на нём в путешествие в город Математических загадок, в Мир чисел, в гости к Незнайке или Буратино. А еще можно поиграть с кубиком по типу «ходилки», используя в качестве фишек мягкие модули. Коврик можно использовать и с обратной стороны (там на клетках прикреплены цифры и стрелки).

        "Кто первый дойдет до цветка?". На пути встречаются «препятствия» и «помощники» - цифры и стрелки, которые помогают или затрудняют движение игроков. Каждой клетке с цифрой соответствует конверт с математическим заданием. Играют от 2 до 4 детей. Каждый бросает кубик с гранями от 1 до 6. У каждого игрока своя фишка в виде геометрических тел (мягкие модули). Выигрывает тот,  кто первый дойдет до цветка.

         "Идем в гости". Этот вариант отличается тем, что ребенок занимает любой квадрат и объясняет, как дойти в гости к другому игроку.   

        В данном варианте удобнее, чтобы игроков было двое. Воспитатель контролирует правильность высказываний: «вверх»,  «вниз»,  «вправо», «влево», «между»- это является основой формирования пространственных представлений.           

Игра с лампочкой «А ну- ка, сосчитай!»

         Эта игра рассчитана на детей 5 - 7 лет. Проводить данную игру можно в совместной деятельности воспитателя с ребенком, в индивидуальной работе, как закрепление пройденного материала.

          

        Задачи: закреплять умение соотносить количество предметов с числом, его обозначающим, в пределах 10;  закреплять умение находить «соседей» числа; отрабатывать навыки сложения и вычитания в пределах 10.

        Для игры понадобятся картонная коробка, болты, батарейка на 4,5 V, лампочка с патроном и провода (от старой елочной гирлянды), пластмассовые палочки (можно от ватных палочек), картонные листы с заданиями. Крышку коробки оклеиваем бумагой. С левой и правой сторон крышки делаем отверстия и вставляем туда болты. С левой стороны будут расположены задания, а с правой – ответы. Ответы должны располагаться так, чтобы напротив задания был неверный ответ. Переворачиваем крышку коробки и соединяем болты отдельными проводами так, чтобы задание соединилось с ответом (концы провода должны быть оголенными). Соединяем полюс батарейки с первым проводом от лампочки, второй провод от лампочки должен быть подлиннее. К другому полюсу батарейки тоже присоединяем проводки подлиннее. Концы двух проводков вставляем в пластмассовые палочки так, чтобы оголенные концы немного выглядывали. В крышке коробки делаем отверстие для лампочки. Батарейку убираем в коробку. Игра готова!

Правила игры. Надо прикоснуться одним проводком к заданию, а другим – к ответу. При правильном ответе лампочка загорится.

Варианты заданий:  

«Найди «соседей» числа» – ребенку предлагается рассмотреть карточку с заданиями, прикоснуться одним проводком к заданию, выбрать правильный ответ и прикоснуться другим проводком к ответу; 

«Сосчитай предметы и покажи, сколько их» - ребенку предлагается сосчитать количество предметов, изображенных на рисунке и соотнести их с числом;

«Реши примеры» - ребенку предлагается найти ответ на предложенные примеры;

«Составь задачу по примеру и реши ее» - попросить ребенка придумать задачу по предложенному примеру.

Математический кейс

        Достоинство математического кейса - в его многофункциональности и компактности. В небольшом пространстве расположено достаточно много разнообразного материала для математических игр, что позволяет задействовать одновременно несколько играющих. Это пособие можно использовать в режимных моментах, для подгрупповой и индивидуальной работы как в группе, так и на прогулке.

     На лицевой стороне  кейса – изображения домиков. Это математические игры «Состав числа 5» и «Состав числа 6» (карточки-фишки находятся внутри кейса).

       На противоположной стороне – математическая гусеница (игра «Посчитай» с решением арифметических примеров на сложение и вычитание).

Разноцветное лото

       Игра на закрепление ориентировки в пространстве. Игровая задача - покрыть игровое поле картинками-фишками соответствующего цвета и сосчитать их.

Выложи по образцу и посчитай

         Игра на ориентировку в пространстве и закрепление цвета и счета. В нее можно играть и вдвоем, используя песочные часы: кто быстрее разложит фишки по всему полю.

Сосчитай до 10

       Игра на закрепление счета до 10-ти и состава числа 10.  Используются прищепки с цифрами от 1 до 10 и картонный круг, разделенный на секторы.

Моделирование геометрических фигур

         Игра сделана из пластмассовых трубочек, нанизанных на шнур и закрепленных с обеих сторон в количестве от 1 до 8.

 

         В кармане на внутренней части верхней крышки кейса находятся счетные палочки (игра для закрепления понятий «больше», «меньше», «равно») и знаки для решения примеров на сложение и вычитание, сделанные из палочек от мороженного. Для игры используются прищепки с цифрами.

 

Веселые фигуры

       На каждой фигуре цифра. Надо прикрепить к фигурке столько прищепок, какая цифра указана. Эта игра подойдет также для закрепления мелкой моторики.

       Внутри математического кейса расположены контейнеры с раздаточным материалом для моделирования геометрических фигур и предметов (счетные палочки, объемные трубочки, мелкие игрушки);

а также раздаточный материал для игры «Состав числа» (на верхнем панно).

Многофункциональное пособие "Математический робот"  

http://apdou13.ru/iz_opyta_raboty_pedagogov/starshij_vospitatel_plyasovskih_natal_ya_viktorovna/

 

Детские математические лэпбуки

http://apdou13.ru/iz_opyta_raboty_pedagogov/vospitatel_lubyanskaya_elena_timofeevna/matematicheskij_lepbuk/

Многофункциональная сенсорно-математическая ширма

http://apdou13.ru/iz_opyta_raboty_pedagogov/vospitatel_belyaeva_tat_yana_sergeevna/