МБДОУ детский сад комбинированного вида № 13
город Апшеронск Краснодарский край
Артикуляционная гимнастика - родителям и воспитателям

Артикуляционная гимнастика - родителям и воспитателям

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?

             Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Целью артикуляционной гимнастики является выработка  правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

           Прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо знать следующие правила.

  • Нельзя принуждать ребенка заниматься. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка.
  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  • Каждое упражнение выполняется не менее трех раз.
  • К последующим упражнениям можно переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
  • Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребенок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются.)
  • Некоторые упражнения ведутся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
  • У  ребенка не всегда может сразу все хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать его внимание на том, что не получается, надо подбодрить ребенка, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.
  • Инструкции надо давать поэтапно, например: «Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком «д-д-д». также поэтапно следует проверять выполнение ребенком упражнения. Это дает возможность определить, что именно его затрудняет, и отработать с ним данное упражнение.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  • Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ
  •       Примеры артикуляционных упражнений. 
  • Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

    Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

    Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

    Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

    Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

    Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

    Лопаточка.  Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

    Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

    Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

    Горка (Киска сердится).  Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

    Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

    Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

    Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

    Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

    Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

    Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

    Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

    Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

  • В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

  • «Упражнение с шариком» 

    Автор данной методики С.В. Коноваленко (диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел). 

    1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо – влево (10 раз). 

    2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх, вниз шарик падает произвольно (10 раз). 

    3. Толкать языком шарик вверх - вниз, веревка натянута горизонтально (10 раз). 

    4.  Язык - «чашечка», цель - поймать шарик в «чашечку» (10 раз). 

    5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его 10 раз). 

    7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке (10 раз). 

    8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку. 

    Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным. 

    «Упражнения с ложкой»

    Автор данной методики С.В. Коноваленко.

    1. Язык - «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. 
    2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. 
    3. Ложку перед губами, сложенными «трубочкой», выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по и против часовой стрелки. 
    4. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по и против часовой стрелки.
    5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз. 
    6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно). 
    7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно. 

Также можно выполнять веселые артикуляционные упражнения со сладостями.
           1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.

2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.

3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!

4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке.Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка