МБДОУ детский сад комбинированного вида № 13
город Апшеронск Краснодарский край
Музыкально-дидактические игры

Музыкально-дидактические игры

 

Музыкально – дидактические игры

для детей дошкольного возраста

Автор и разработчик М.В.Голушко

 

Пояснительная записка

Работая музыкальным руководителем в детском саду, я убедилась, что дети с удовольствием поют. Поэтому я создаю все условия, для поддержания интереса детей в этом виде музыкальной деятельности; а также для того, чтобы в процессе пения мои воспитанники чувствовали себя комфортно и непринужденно, пели легко и с радостью.

В процессе пения я организую непосредственную работу над развитием вокально-хоровых навыков, к которым относятся певческое дыхание, звукообразование, артикуляция, слуховые навыки, навыки эмоциональной выразительности. Систематически использую музыкально-дидактические игры,которые в доступной игровой форме помогают дошкольникам разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждают к самостоятельной музыкальной деятельности.

Многие педагоги в процессе обучения детей пению сталкиваются со следующими проблемами: неточное интонирование; крикливая манера пения; открытый звук; невнятная дикция. Кроме перечисленных проблем, в своей работе я выделяю и другие трудности в овладении детьми вокально-хоровыми навыками: ограниченный диапазон; недостаточность интонационной гибкости и выразительности; разговорная манера пения; привычное (бытовое) воспроизведение звука в заниженной, «бубнящей» тесситуре.

Игра была и остается одним из самых привлекательных видов деятельности для детей. С помощью игры ребенка можно научить очень многому. Иначе говоря, все любят играть, все могут играть.

Для начала я выделила основные идеи решения выше перечисленных проблем, учитывая игровую форму обучения:

1) привлекая детей игре, создать условия для голосовой и речевой активности;

2) в процессе игры развивать, закреплять и совершенствовать вокально-хоровые навыки, способствовать развитию музыкально-сенсорных способностей.

Исходя из этого, я разработала серию музыкально-дидактических игр для развития музыкально-сенсорных способностей для детей младшего и среднего, а также старшего дошкольного возраста, по принципу последовательного усложнения заданий и упражнений.

Цель разработок: повысить качественный уровень интонирования и выразительного пения у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- привлекать к звукоподражанию;

- закреплять понятия: «тихо», «громко», «высоко», «низко», «длинный» звук, «короткий» звук;

- развивать ритмический слух, умение ритмично играть на детских музыкальных инструментах;

- развивать звуковысотный слух, расширять диапазон голоса;

- развивать умение ощущать начало и окончание звучания; умение тянуть гласный звук, удерживая высоту звука;

- совершенствовать навыки протяжного пения, способствовать развитию песенного творчества;

- способствовать развитию интонационной гибкости и выразительности.

В представляемых разработках я использовала сочетание различных методов и приемов: слуховая, зрительная наглядность и художественное слово; слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей); зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

Чтобы заинтересовать и привлечь детей к деятельности, я создала дидактические пособия. На пособиях изображены сюжетные картинки со сказочными героями: зверушки, солнышко, пчелки, паучки, черепашка и другие герои, а также закреплены ленты и бусины, для определенного использования во время игр. Сказочные герои, с помощью педагога или ребенка, могут свободно передвигаться по леске. К каждому пособию создан текст о героях картинки, кроме этого, в доступной форме объясняются понятия, которые детям необходимо освоить и применять на практике. У каждого героя своя песенка, нужно помочь ее спеть или сыграть. Таким образом, дети постоянно привлекаются к различным видам голосовой и речевой активности. Работа с наглядностью повышает интерес детей и способствует мотивированному овладению навыками.

Первый этап работы с пособием – знакомство.На первом этапе, с помощью педагога, дети знакомятся с героями сказочной истории. Педагог рассказывает сказку и одновременно показывает, что происходит на картинке, как можно действовать с героями картинки, что нужно делать во время выполнения задания.

Второй этап – непосредственная работа с пособием, варианты игры.

Дидактические пособия я применяю в процессе непосредственной образовательной деятельности, в индивидуальной работе, в работе с подгруппой.

Эффективность внедрения используемой технологииподтверждается следующими результатами:

- расширяется диапазон;

- повышается качество интонирования;

- воспроизведение звука становится более легким и естественным;

- игры создают условия для выявления индивидуальных проблем в развитии голосовых возможностей и вокально-хоровых навыков у детей, их своевременной корректировке;

- игровая форма проведения необходимых упражнений способствует положительному эмоциональному настрою, непринужденной подготовке детей к пению;

- игры развивают и совершенствуют коммуникативную компетентность дошкольников, дети помогают сказочным героям и друг другу.

Данные разработки я успешно апробировала с воспитанниками ДОУ. За время апробации отмечена положительная динамика в развитии музыкально-сенсорных способностей и вокально-хоровых навыков у дошкольников.